Белы конь ледзь ступае стомленай нагой,
Дзе бязмежная зыб залегла.
Мне балотная схіме - жаданы спакой,
будзь начлегам, зялёная імгла!
Пунсовай стужкі Тваёй нада мной паласа,
Б'ецца ў ногі каня змеявік,
На гары ціхамірна спяваюць галасы,
Ўсё пра тое, як захад Твой вялікі.
Закацілася Ты з мёртвым Тваім жаніхом,
З катам распаленай зямлі.
Але скрозь елі развітальны Твой прамень мне знакам,
Цішыня Твая дрэмле удалечыні.
Я з табой назаўжды, не пайду ніколі,
І восеньскую волю аддам.
У гэтых западзінах ціхая дрэмле вада,
Замыкаючы вароты сябе вар'ята ключах.
Аб, Уладарка дзён! пунсовай стужкай Тваёй
Акружыла Ты бледна-блакітны звод!
ведаю, ведаю ласку Сяброўкі маёй -
Даўніну азораных балот.
3 чэрвень 1905. Навасёлкі
Я позволю себе вольную трактовку данного стиха,несмотря на то что многие блоковеды сказали бы мне что здесь вероятнее всего речь идёт о пресловутой вечной женственности. аднак,с моей точки зрения это стихотворение о Вечности,которую поэт рассматривает как Божью Вдову. Мёртвый жених здесь это сам Всевышний,а “зелёная мгла”это сама Вечность. Понятие о Вечности во многом объединяет представление о Пространстве и Времени. Впрочем если кто-то скажет мне что это стихотворение о всём Творении или Мироздании,также отчасти суммирующем наше знание о Пространстве и Времени,то он тоже будет отчасти прав. Прав будет и тот кто скажет,что это стихотворение о Времени,которое также как и Мироздание рассматривается в качестве Божьей Вдовы.
Мне скорее показалось что именно “белый конь,который ступает усталой ногой” и есть само Время в данном стихотворении.